Думаю, что данная выставка «Память о счастье» – это настоящая находка для любителей исследовать историю, искусство и даже древние методы различения полов. Честно говоря, удивительно, как раньше люди без проблем определяли, мальчик на картине или девочка, просто глядя на их одежду. Вот один из примеров: представьте, что вместо характерных мужских штанов у вашего сына есть длинное платье.
Это, конечно, будет выглядеть странно на повседневном прогулке в сквере или на детской площадке. Но, возможно, в детстве Петра I это было обычным делом.
Известно, что в средние века красивые пышные платья носили не только девочки, но и мальчики, что неудивительно, так как мода тогда диктовалась совсем по-другому. И ведь современникам не приходило в голову шутить и смеяться из-за образа мальчика в платье, они просто видели в этом норму. А вот если бы в наши дни мальчик в платье попал на школьную дискотеку, его, возможно, подвергли бы бурному высмеиванию со стороны сверстников.
И что скажете о прическах?
Различия в причёсках девочек и мальчиков тоже были важными атрибутами идентификации. Например, если девочка носила прическу с пробором посередине, то мальчики предпочитали носить прическу набок.
Наверняка это было очень удобно в быту, так как не приходилось путаться в гендерных идентификационных моментах, ведь проходишь мимо мальчика — видишь прическу набок, проходишь мимо девочки – видишь пробор, и путаницы не возникает.
И как насчет цветовой гаммы? Красный для мальчиков, голубой для девочек – так было в те времена. Как бы это не выглядело на картинках, но именно так точно можно было определить, кто изображен на портрете.
Представьте, чтобы понять, мальчик или девочка, достаточно было посмотреть на цвет одежды. А сейчас современные производители детской одежды, чтобы не путать родителей и окружающих, стараются придерживаться классических цветовых сочетаний: голубой для мальчиков, розовый для девочек.
Интересно, а что будет, если поменять цвета местами и надеть мальчику розовую рубашку, а девочке голубую? Похоже, что это привело бы к полному хаосу в детском саду или школе.
Ну и как не вспомнить про мальчика с яблоком. Да-да, совсем не случайная деталь, почувствуйте разницу, девочка бы об этом вряд ли задумалась. Яблоко в руке – не просто фрукт, это символ, это послание, это элемент, который на тот момент был очень актуален и вызывал много эмоций.
Можно себе представить, молодой человек берет яблоко, стремится к новым горизонтам и возможностям, пробует, познает, это как символ его пути в жизни. А девочка тем временем гуляет по поляне, собирает цветы и весело поет песенку, ведь она заботлива и чутка, это можно определить по ее заботе о маленькой цветочной композиции.
Такие детали и символы отлично отражены на древних картинах, позволяя нам заглянуть в прошлое и понять, какие же неповторимые обычаи и нормы были в то время. А если сравнивать с современным миром, то порой кажется, что мы слегка утратили тот волшебный элемент, который присущ был культуре искусства прошлых веков.
Ну и как же без мемориальных портретов?
Смертность на родах, высокий уровень детской смертности — все это темы, которые так или иначе отражены на портретах. Представьте, что было тогда дело, семьи большие, и не каждый ребенок доживал до зрелого возраста. И как грустно было в то время, если увидеть на портрете ребенка за которым тянется рука, уносящая его на небо. Это так трогательно, это так глубоко, это так больно.
Хотя на выставке есть не только мрачные, но и радостные работы.
Памятники архитектуры, символы верности и любви – все это тоже присутствует. Скажите, а сколько из вас может похвастаться тем, что на стене своей спальни у вас висит акварель с изображением девушки с собачкой как символом прочного брака?
Ведь это прекрасно, это символ верности и преданности, это что-то нереальное и волшебное, что порой так не хватает в современном мире.
Насчет стилей, мне кажется, что каждая картина открывает что-то новое, что-то невиданное и загадочное. Ведь так интересно, смотреть на произведение искусства и размышлять, что хотел сказать или выразить художник. И порой, рядом со сложными работами великих мастеров, висят простые, но такие же значимые произведения начинающих художников.
Это как когда нам ставят на стол не только ром, но и пиццу, для полноценного угощения.
Так что, оглядываясь на всю эту сногсшибательную выставку, приходишь к выводу, что детали действительно помогают составить общую картину. А какие детали, какие символы, какие истории скрываются за каждым портретом, за каждым причесанным волосом, за каждой улыбкой или печалью на лице?
Это настоящее погружение в море светлых и мрачных, но таких жизненных и уникальных красок, что получаешь огромное эстетическое и культурное удовольствие, благодаря древнему искусству и мастерству художников той эпохи.